детский сад-ясли №2 "Аьрзи-к1ориг"

Главная » Статьи » Консультация для воспитателей

Семинар "Организация игры"

Тема семинара: Организация игры

Провела  20.02.2018г с педагогическими работниками

заместитель заведующей по воспитательной работе Мержоева К.М.

 

 

Повестка семинара.

1.Вступительное слово по теме семинара и план работы семинара.

2.Выступление воспитателей по теме семинара - теоретическая часть

3.Выступление заместителя заведующей по воспитательной работе. Практический материал – различные виды игр.

4.Выступление воспитателя  пример занятия в форме игр.

5.Решение семинара.

1.Актуальность. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня хотелось бы остановиться на примере такой педагогической технологии ,как игровая. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ)

 

2.Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

В нее включены последовательно:

1.Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

 Игры с предметами: «Найди свой домик», «Накроем на стол», «Угостим гостей чаем», «Найди ключик».

 

Дидактические: «Чего не хватает», «Подбери шапочку для куклы», « Мама и детеныши», « Какой он?», «Что делает?», «На что похожи?».

Игры драматизации: «Спящая красавица», « Сказка наоборот», «Теремок».

 Театральные игры: «Загадки без слов», «Поиграем-угадаем», «Зеркало», «Как варили суп».

2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Дидактические: «Найди пару», «Подбери по цвету».

Подвижные: «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Волк и зайцы»

Настольные: «Шашки», «Собери мозаику», «Развивающее лото», «Правила этикета», «Магнитная мазаика».

  1. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  2.  Сюжетно-ролевые: «Поиграем в сказку», «Гости», «День рождение».
  3.  Словесные: «Что за предмет?», «Угадай игрушку», «Сорока», «Разноцветный сундучок».
  4. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  5. Игры на развитие речи: «Доскажи слово», «Угадай наоборот», Съедобное-несъедобное».
  6. Логические игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Составь геометрическую фигуру»
  7.  Интеллектуальные игры: «Математический планшет», «Геометрическая мозаика», «Запоминай-ка», «Опасные предметы».

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности

при организации игровой технологии необходимо руководствоваться следующим требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создаю игровую проблему, для решения которой предлагаю различные игровые задачи: правила и техника действий;

- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС ДО;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулирую таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Рекомендуется чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.

Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Эти игры помогут:

- Снять нервное напряжение.

- Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.

- Наладить контакт между детьми и педагогами.

- Развить ловкость и координацию движений.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

«Снеговик!»

Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино»

Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»

Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии!

«Капризная лошадка»

Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь на брыкалась и на упрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии:

«Злые - Добрые кошки»

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат. Какими кошечками вам больше понравилось быть.

«Каратист»

На пол кладётся обруч. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

«Боксер» (с 3 лет)

Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

Если дети обзываются

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!»

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».

Игры, направленные на коррекцию страхов:

«Смелые мыши» (с 2 лет)

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

«Привидение» (с 5 лет)

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, он бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет)

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

Игры ритуалы

«Большой круг» - игра объединяющая группу, выступает как символическое действо, показывает инициативу и внимательность к другим.

Материалы: в зависимости от величины группы один или два легких цветных шифоновых платка.

Возраст участников: с 5 лет.

Инструкция: Встаньте (сядьте на пол) в большой круг. Один из вас начинает и перебрасывает платок из одной руки в другую, так чтобы в полете получилась дуга. Этой рукой он бросает платок дальше соседу. Когда бросаете платок, будьте особенно внимательны…

И так платок должен пройтись по всему кругу. (Когда платок вернется в исходную точку, запустите его по кругу в другую сторону.)

Игры на сотрудничество и взаимопомощь.

«Спасибо!» - дети учатся быть внимательными к тому, нуждается ли другой ребенок в их помощи, благодарить другого за помощь, за приятное.

Дети двигаются под музыку, учатся удерживать на голове очень легкий предмет. У них развивается чувство пространства, способность решать задачи и принимать решение.

Материалы: для каждого ребенка бумажная салфетка; инструментальная музыка с переменным темпом, например, «Детские сцены» Шумана.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям: Я хочу предложить вам игру, для которой понадобиться много места. Каждый из вас должен двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку то медленнее, то быстрее. Будьте внимательны и обходите все препятствия на своем пути. Если салфетка упадет, вы должны остановиться и не шевелиться, пока другой не поможет вам, бережно коснувшись рукой, и тогда вы может положить упавшую салфетку на голову и продолжать движение.

«Листок бумаги» - в этой игре с партнером дети учатся прислушиваться друг к другу и контролировать свои руки.

Материалы: один лист бумаги А4 для каждой пары детей.

Возраст участников: с 6 лет.

Инструкция детям: Мне очень интересно, скольким из вас удастся проделать такой фокус… Разделитесь на пары и возьмите по одному листу бумаги. Станьте друг против друга и вдвоем держите лист бумаги ладонями: одна ладошка ваша, другая – партнера. А теперь сам фокус: вы должны одновременно отпустить бумагу на очень короткое время и снова вернуть руки в исходное положение, так чтобы лист бумаги не упал на пол. Можете немного потренироваться. А потом, возможно, вам захочется попробовать сделать это другой рукой.

Игры на развитие самоконтроля.

«Слушай музыку» - эта прекрасная танцевальная игра, в ходе которой дети, тренируясь внезапно останавливать движение и замирать, учатся ориентироваться в пространстве, считать, кооперироваться друг с другом.

Материалы: спокойная инструментальная музыка, например, «Вариации на тему Моцарта» М.И.Глинки, обруч по количеству участников.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям: Давайте равномерно распределим обручи по всей комнате. Положите их на пол так, чтобы еще достаточно места оставалось для прохода.

Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, танцуйте, где хотите, но не заступайте за обручи. Когда музыка остановится, прыгните скорее в ближайший обруч и замрите, будто вас заморозили…(2 минуты)

Теперь я уберу половину обручей. Когда на этот раз музыка остановится, в каждом обруче должно стоять по двое (два ребенка)…(2 минуты)

(Уберите еще несколько обручей, чтобы на каждую тройку детей пришлось по обручу). В этот раз в обруче должно стоять по три ребенка. (Вслед за этим можно убрать еще несколько обручей.) Теперь вы можете сами решить, сколько (детей) должно помещаться в одном обруче. Но помните, что когда музыка остановится, вы должны стоять совсем тихо и неподвижно.

Игра как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами

Д/И «Найди дружочка» Материал: мелкие игрушки по количеству детей. Схожие по определенным признакам(цвет, форма, размер, назначение, среда обитания и т.д.)

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

  1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

  1. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

  1. Развивающие психологические игры для старших дошкольников в ДОУ.

Организация занятий «Развивающие игры» в ДОУ. Из опыта работы.

Благодаря новым стандартам воспитатели получили возможность отойти от стереотипа занятия в дошкольном учреждении в виде «пародии» на школьный урок. Сейчас детям предоставлена возможность обучаться и развиваться в форме их основного вида деятельности – игре. Но как же подготовка к школе, как же формирование учебных навыков? Такой вопрос обычно задают педагоги с большим стажем. Задача новых стандартов современного дошкольного образования донести и до них, и до родителей, что настоящая подготовка к школе заключается не только в подаче и усвоении готовой информации и в умении высидеть за партой, а в формировании у детей предпосылок учебной деятельности (развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, познавательный интереса, мелкой моторики и следование поставленной цели).

Перед началом занятия педагог должен отчетливо себе представлять для чего он дает конкретное игровое задание. Нельзя ставить сразу много целей и задач. Если на этой неделе вы уделили большее внимание развитию памяти и мелкой моторики… то на следующей неделе можно дать задания на развитие внимания или мышления. Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые. Детям нравится задания с использованием ИКТ. Со старшей группы, можно ввести поощрения (фишки за выполненное задание) Но! Педагог в этом случае должен учитывать способности детей, темперамент, черты характера, чтобы медлительный или застенчивый ребенок не остался без фишек. Только индивидуальный подход и создание «ситуации успеха»!

Такие занятия лучше проводить по подгруппам, т.к. без наглядного материала и индивидуального подхода к каждому ребенку они будут неполноценными.

Пример

Примерное планирование одного из занятий по развивающим играм.

(в скобках — задается вопрос для всех или каждому)

Игровая цель занятия – поиск сокровища.

Развитие внимания, мышления. Блиц-опрос «Назови лишние слово» (индивидуальное)

Развитие слуховой памяти «Повтори слова» (индивидуальное)

Развитие пространственного восприятия «Поиск сокровища» (групповое)

Развитие воображения, мышления «Отгадай, кто спрятан» (групповое)

Развитие воображения «Придумай название» (индивидуальное)

Развитие внимания, мышления «Танец наоборот» (групповое)

Развитие мелкой моторики. Графический диктант «Ключ от сундука»

Итог. Поощрение.

Материал, оборудование: подборка слов для игры «Назови лишние слово», карта со схемой, карточки с заданиями, сундук с угощением, мяч (оформленный), подборка слов для игры «Повтори слова», листы в крупную клетку для каждого ребенка, простой карандаш на каждого ребенка, ластики. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия «Поиск сокровища».

  • Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие. На корабле. Хотите? Но чтобы стать настоящими членами команды вы должны пройти испытание. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы давать быстрый ответ. Нужно сказать, какое здесь лишние слово. (Бабочка, стрекоза, голубь, муравей…) ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Мы настоящая команда. Смотрите, что я нашла сегодня в нашей группе. Мне кажется это «Карта сокровищ». На ней что-то написано… «…Для того, чтобы понять эту карту нужно сказать специальные слова» Ну что разгадаем карту?

воспитатель называет ряд слов, дети должны запомнить и повторить (каждый по очереди) или все вместе запомнить: Карта мы тебя прочтем и сокровища найдем.

Воспитатель: Ну теперь карта открыта. Как интересно! Здесь какая-то схема и описание.

(читает задание) «… Сделайте три шага от двери в левую сторону, пять шагов от цветка в правую сторону и т.д.»

дети следуя инструкции находят следующее задание, написанное на карточке

Воспитатель: Дальше вам поможет искать сокровище этот предмет или не предмет… Я не знаю, что там лежит… Может вы отгадаете? (мяч, оформленный воспитателем спрятан под платком)

дети делают свои предположения.

Воспитатель: Как много разных вариантов! Но давайте посмотрим (достает мяч) Да здесь какое-то удивительное животное. А давайте придумаем ему название.

дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Вот он то и поможет нам искать дальше сокровище. Только вот опять препятствие. Чтобы плыть дальше нам нужно станцевать любимый танец пиратов «Танец наоборот»

дети повторяют танцевальные движения за воспитателем, только наоборот (влево-вправо, вниз-вверх, правая нога-левая нога и т.п.)

Воспитатель: Молодцы, справились! А вот и сундук. Только как же нам его открыть? Нужен ключ. Ну ничего, мы сейчас ключи нарисуем.

дети выполняют графический диктант «Ключ»

Воспитатель: Ну вот и ключи готовы. Ну давайте посчитаем от 10 до 0 и ключ откроет сундук.

дети считают, сундук открывается. (сокровища – наклейки, конфеты, печенье)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданиями и нашли свое сокровище. А вам понравилось?

Данный конспект может быть использован, как открытое занятие для родителей, для аттестации педагога и т.п. Занятие является интегрированным.

  1. Заключение:

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Решение семинара:

  1. Активно внедрять игровую деятельность в образовательный процесс.
  2. Познакомиться с предложенной по теме литературой и использовать ее при работе.
  3. Провести просмотры (взаимопосещение)  НОД с использованием игровых технологий.

Ответственный заместитель заведующей по воспитательной работе: Мержоева К.М.

 

Категория: Консультация для воспитателей | Добавил: АДМИНИСТРАТОР (20.03.2018)
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar